VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Условия возникновения и функционирования гражданского общества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002712
Тема: Условия возникновения и функционирования гражданского общества
Содержание
Ярославский филиал
Аккредитованного образовательного частного учреждения
 высшего образования
«Московский финансово-юридический университет МФЮА»





Курсовая работа

по дисциплине
Теория государства и права
на тему: «Гражданское общество»










Работу выполнил: студент 1 курса
Группы 31ЮРк5610   
Ахвердиев  Байрам       
Бахрам оглы                                                                                                                              
              
Работу проверил:
д.э.н., доцент Волков Андрей Юрьевич                                                                                                                                                                           

Дата сдачи___________________
Дата защиты _________________
Оценка ______________________






Ярославль, 2017
Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие гражданского общества
1. Понятие и характеристика гражданского общества …………………….5
2. Структура и функции гражданского общества…………………………..9
Глава 2. Условия возникновения и функционирования гражданского общества
1. Особенности становления и развития гражданского общества за рубежом ………………………………………………………………..…13
2. Особенности становления и развития гражданского общества в России……………………………………………………………………..17
Глава 3. Перспективы гражданского общества в современной России
1. Проблемы становления гражданского общества в России……………22
2. Перспективы развития современного гражданского общества в России……………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………30












    Введение
    
    Актуальность. Термин «гражданское общество» является сравнительно новым, однако носит дискуссионный характер. Проблема становления гражданского общества оформилась в XIX веке в противовес чрезмерному вмешательству государственной власти в общественную жизнь и произволу администрации в условиях новых социально-экономических отношений.
    Формирование правового общества – важнейшая стратегическая задача российской и мировой политики. Без развития демократии и гражданского общества, без обеспечения прав и свобод граждан и эффективной организации самого государства затруднено решение государственных целей и задач. Сегодня наблюдается повышение роли граждан во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и духовной. Соответственно усиливается актуальность становления и перспективы развития гражданского общества. 
    Объект исследовательской работы- гражданское общество: его характеристика, признаки, задачи и структура.
    Предметом выступают особенности становления гражданского общества и проблемы имеющейся практики российского и зарубежного опыта в рамках рассматриваемой темы.
    Целью работы является обобщение и систематизация материала по теме «Гражданское общество» и выявление проблем его становления и перспектив развития.
     Исходя из поставленной цели и предмета исследования, в курсовой работе предполагается решить следующий перечень задач:
1) изучение эволюции гражданского общества в России и за рубежом;
2) анализ понятия и характеристик гражданского общества;
3) выявление структуры и функций гражданского общества;
4) анализ проблем становления и перспектив развития гражданского общества в России и за рубежом.
    Работая над решением вышеуказанных задач, изучены труды: И. А. Зенина, А. И. Гомолы, В. В. Лазарева, М.Н.Марченко, С.Н.Бабурина, О.Я. Омельченко, М.И. Абдулаева,  В.А. Стружихина, А.В. Малько и др. Вышеуказанными авторами дано определение рассматриваемого термина, выявлены истоки и предпосылки формирования, обозначены действия отдельных элементов гражданского общества. Однако, степень научной разработанности темы недостаточна для решения актуальной проблемы становления правового государства и гражданского общества.
     В работе использованы следующие методы исследования: 
     – сбор информации, анализ и систематизация научной, методической литературы по вопросам правового государства и гражданского общества;
     – изучение и теоретический анализ основных нормативно-правовых документов, касающихся темы «Гражданское общество», в частности Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ и др.;
     – Сравнение, обобщение, систематизация материала, построение на основе проведенного анализа предложений по решению проблемы имеющейся практики российского и зарубежного опыта в рамках становления гражданского общества.
    Новизна исследовательской работы обусловлена ракурсом рассматриваемой темы и подходом к ее изучению и заключается в анализе особенностей взаимодействия гражданского общества в России и за рубежом, а также взглядом на решение указанной проблемы.
    Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в проведенном исследовании положения могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса теории государства и права, а также других юридических дисциплин. В работе представлена оценка эффективности действующих правовых норм в рамках исследуемой темы.
    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие гражданского общества

1. Понятие и характеристика гражданского общества 

    Изучение, обобщение и систематизация литературы по эволюции гражданского общества в России и за рубежом указывает на то, что оно служит основой и является предпосылкой становления правового государства. Учитывая актуальность темы, разумеется, в источниках имеется огромное количество определений гражданского общества. Обозначу некоторые из них.
    Гражданское общество – это автономная и напрямую не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть взаимосвязь экономических, политических, социальных, нравственных, правовых, религиoзных и других отношений граждан,  организовавших объединения для удовлетворения духовных и материальных потребностей и интересов1. 
    Из определения сделаю вывод, что гражданским признается демократическое общество, ориентированное на интересы каждого индивида, имеющее правовую среду, в которой чтят права и законы, гуманистические идеалы и нормы, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность реализации прав и свобод человека, способное оказывать регулирующее воздействие на деятельность государства. 
    Функционированию и развитию гражданского общества способствуют ряд факторов: правовой характер государственной власти, культурное состояние общества и свобода граждан. Главным препятствием к развитию и нормальному функционированию гражданского общества служит подавление общества государственными структурами. Господство государства по отношению к своим гражданам приводит к их подчинению, следовательно, к разрушению основных принципов гражданского общества. 
    Таким образом, гражданское общество является сообществом свободных людей. С точки зрения социально-экономических отношений это означает, что каждый человек может являться собственником и обладать теми средствами, которые необходимы ему для нормального существования и удовлетворения нужд. Человек в гражданском обществе свободен в выборе форм собственности и сферы деятельности, способен самостоятельно распоряжаться продуктами своего труда. Говоря о социальной принадлежности человека к той или иной общности (семья, класс, нация) , то она не должна навязываться государством, это должен быть выбор каждого гражданина любой страны, веры, национальности. Индивид должен являться самостоятельной единицей и имеет право на достаточную автономную самоорганизацию для удовлетворения своих интересов. В политическом плане гражданское общество должно обеспечить человеку независимость от государства, то есть возможность, например, быть членом политической партии или объединения, выступающего с критикой правящей партии, вправе принимать участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления2. 
    Гражданское общество – это правовое демократическое объединение людей, в котором связующим звеном выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Так, гражданское общество на пути к правовому развивается параллельно с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования3.
    Отметим характерные черты и принципы, находящиеся в основе идеи гражданского общества. К ним относятся:
— финансовая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
— безусловное признание и защита естественных прав гражданина;
— легитимность и демократический характер власти;
— равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность индивида;
— правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
—плюрализм политических идеологий (многопартийность), существование действующей оппозиции;
— свобода  и государственная независимость средств массовой информации;
— невмешательство власти в частную жизнь граждан;
— классовый мир, партнерство и национальное согласие;
— эффективная социальная политика, способная обеспечить достойный уровень жизни людей 4.
    Вышеуказанные принципы гражданского общества наглядно можно отразить на схеме 1.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Схема 1.- Основные принципы гражданского общества
    
    Принципы гражданского общества
    
    Наличие у людей гражданских прав
    Основа: понятие «гражданство»
    Активное участие людей в политике 
    
    Гарантия прав граждан законом и судом
    
    Непосредственное                 Опосредованное
    (через деятельность
    гос.органов)
             Выборы                                             Референдум
    
    Вывод: на основании изучения и анализа понятия и основных характеристик гражданского общества отметим, что основная цель его формирования заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей общества, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    Под гражданским обществом я понимаю основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных нужд человека как высшей ценности.
    
    
    
    
2. Структура и функции гражданского общества

    В структуре гражданского общества можно выделить достаточно большое количество элементов, поэтому для наглядности представим указанную структуру в схеме 2.
Схема 2.- Структура гражданского общества5



    На основе анализа вышеуказанной схемы обозначим основные элементы гражданского общества: негосударственные отношения, общественные объединения, творческие союзы, хозяйствующие субъекты, органы самоуправления, семья, СМИ, религиозные организации и.т.д.


    Обозначив структуру, поговорим о функциях гражданского общества.
    Главной задачей гражданского общества является удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей  и интересов составляющих это общество индивидов. С целью реализации этой основной задачи гражданское общество обеспечивает ряд социальных функций:
    1. Защита основных прав и свобод гражданина от жесткой регламентации власти и других социально-политических структур.
    2. Создание механизмов общественного самоуправления.
    3. Равноправие граждан в участии в государственных и общественных делах.
    4. Социальная функция. Гражданское общество располагает ресурсами, и с их помощью может обязать людей соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
    5. Коммуникационная. 
    6. Стабилизирующая функция, подразумевает создание прочной общественно-политической структуры, на которой держится вся социальная жизнедеятельность6.
    Таким образом, обозначив функции гражданского общества, еще раз отмечу значимость и актуальность поставленного вопроса о развитии гражданско-правовых отношений в России и мире. Ведь именно являясь членом гражданского общества, может чувствовать себя защищенным, проявлять свой потенциал и способности на благо общества и быть заинтересованным в его развитии и процветании.
    Обозначим основные черты гражданского общества и составляющих его элементов:
· Роль государственной власти состоит в первую очередь в том, чтобы защищать правопорядок, создавать благоприятные условия для деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими собственных прав и свобод, активности и предприимчивости. Приведу в пример толкование роли государства К.Маркса: основная задача государства- «не мешать» нормальному течению экономической жизни страны7.
· Ядром гражданского общества является свобода, независимость и равноправие граждан. Так, в ст.23 Конституции РФ определено право каждого индивида на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну8.
· Открытость и демократия. 
· Удовлетворение и реализация основных потребностей и интересов населения.
· Самоорганизация социума.
· Свобода граждан, но недопустимость произвола. Закон охраняет добросовестного владельца, предоставляя ему право на защиту своего владения (п. 2 ст.234, ст. 302 ГК РФ)9.
· Идеи права как высшей ценности, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. В п.3 ст.55 Конституции РФ и п.2 ст. 1 ГК РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основе федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства10. В этих нормах находит отражение наиболее оптимальное сочетание частного и публичного интересов в гражданском обществе.
· Безусловное признание в качестве высшей ценности гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, политической свободы и экономической независимости.
· Плюрализм общественного мнения и наличие многопартийной системы11.
    Вывод: обозначив структуру, основные функции, а также значимые черты гражданского общества отметим, что правовое государство  и гражданское общество логически переплетаются друг и другом - одно не существует без другого. Гражданское общество первично и является решающей социально-экономической предпосылкой становления правового государства. Таким образом, гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным гражданином и централизованной властью.
Глава 2. Условия возникновения и функционирования гражданского общества

1. Особенности становления и развития гражданского общества за рубежом 
    
    Зарождение основ гражданственности мы видим еще в античности. Появившееся в то время государство, как структура, основанная на законе и власти, явилось прототипом современного правового государства. Анализ научной и исторической литературы позволяет выделить следующие имена философов, которые пытались выявить взаимосвязь между правом и государственной властью: Аристотель, Сократ, Платон, Цицерон и др. В трудах указанных авторов зародилась идея о гармоничном обществе. Они считали, что наиболее разумна и эффективна та форма жизнедеятельности людей, при которой закон распространяется как на граждан, так и на государственную власть.  Так, Аристотель полагал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя».12
    Идеи древнегреческих философов о государстве, обществе и свободе утопичны для того времени, так же как и гуманистические воззрения древнеримских мыслителей. Последние, под государством понимают публично-правовую общность людей. Цицерон дает толкование понятию государство  – «есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов» 13. 
    Вышеуказанные идеи мыслителей античности о взаимосвязи права и государства, свободы и общества оказали существенное влияние на становление и развитие учений о правовом государстве и разделении властей в эпоху Нового времени. Развитие общественно-политических отношений потребовало новых представлений о праве, свободе и достоинстве личности. Указанная проблема была решена на основе правовой организации государства и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей. 
    На Западе история формирования гражданского общества начинает свой отсчет от ХII-ХШ веков. Этот процесс проходил длительно, методом проб и ошибок, вбирая в себя традиции и культуру западных стран, приспосабливаясь к новым запросам развивающегося общества. Помимо этого, гражданское общество складывалось под влиянием антично-христианской культуры, включая римское право и идеи протестантизма. 
    Отметим, что становление гражданского общества в развитых западных странах заняло несколько столетий, оно сопровождалось сильными потрясениями, террором населения, установлением в ряде стран фашистских режимов, жестких диктатур14.
    В основе современных учений о гражданском обществе лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Грoция, Б. Спинoзы, Дж. Лoкка, Ш.-Л. Мoнтескье, Ж.-Ж. Руссo, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые считаль, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма придет государство, основанное на идеях свободной личности, обладающей правами. 
    Законодательное закрепление основ гражданского общества впервые нашло отражение в конституции США (1789), а также в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) 15.  
    Идея правового государства неразрывно связана с концепцией разделения властей. Таким образом, гражданское общество заинтересовано в ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения.  Сущность данной идеи заключается в том, что властвующий орган не должен возлагать все свои полномочия на одного правителя (или один орган власти), поскольку это порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода прав человека возможна в таком государстве, где административная власть ограничена правом. Таким образом, необходимо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. 
    Принцип разделения властей предусматривает не только разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти друг от друга, но и совместное функциональное регулирование и контроль деятельности. Так, законодательная власть может контролировать исполнительную  посредством издания обязательных для нее законов и указов. Исполнительная власть, в свою очередь, имеет право законодательной инициативы. Собственно что же касается судебного органа, то он контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов. 
     Государство – это объединение граждан, подчиненных правовым законам, или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано соотноситься «с чистыми принципами права»; власть призвана гарантировать правопорядок и строиться на принципах суверенитета16. 
     Понятие «правовое государство» впервые было отражено в немецкой юридической литературе в начале XIX века в произведениях ученых К.Т. Велькера, Р. фон Мoля, позже этот термин пришел в другие страны, в том числе Россию. Теоретические основы рассматриваемого вопроса Р. фон Мoль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» 17. 
     Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине зарубежных стран XVIII–XX веков, включает: 
• установление гарантий прав и свобод личности; 
• разделение властей на  три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; 
• взаимную ответственность личности и государства; 
• осуществление высшего конституционного контроля 18. 
    Обобщая вышесказанное, всю историю становления и развития такого феномена как «гражданское общество» представим в виде 3 основных этапов:
1. (XVI-XVII вв.)- складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества в общественной идеологии (появление буржуазной этики).
2. (XVIII- конец XIXв.)- формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.
3. (XX в.)- превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства.
     
     
     
     


2. Особенности становления и развития гражданского общества в России 

    На Западе процесс становления основ гражданского общества занял не менее двух столетий. В России первые упоминания и теоретические исследования в рамках рассматриваемого вопроса относятся к концу XIX - началу XX века, так принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Однако, октябрьская революция и приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности, сама идея гражданского общества была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов общественно-политическое преобразование страны, получившее в литературе название перестройки, привело к признанию идеи правовой государственности в России 19. 
    Таким образом, Россия, в отличие от зарубежных развитых стран  вступила на путь формирования гражданского общества лишь в конце XX века. Прежде всего, следует обозначить доминирующую роль государства в жизни общества на всем историческом пути, что определялось природно-географическими, историческими, геополитическими условиями. Государство вынуждено было брать на себя решение основных задач, что сдерживало процесс становления гражданского общества20. Отмечу, что само понятие гражданского общества было исключено из лексикона на предыдущем этапе, а идея свободного общества была отвергнута, поскольку ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь общества и контроль над ним. 
    
    Сегодня термин «гражданское общество» в России стал своего рода «знаком времени, или концептуальным знаком эпохи», - отмечает Парасюк Е.А21. Таким образом, в течение длительного исторического периода развития нашей страны мы видим незащищенность прав, свобод человека и его частной собственности.
    Несомненно, отрицательную роль в процессе становления гражданского общества и основ правового государства сыграла и запоздалая отмена крепостного права в России. Это значимое для истории событие произошло в 1861 году, в то время по всей Западной Европе уже прокатились буржуазные революции.
    Эволюция понятия гражданского общества в России связано с трагическими событиями «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г. После расстрела мирной рабочей манифестации на площади перед Зимним дворцом по стране покатилась массовая волна протестов. С этого времени активно стали возникать союзы и объединения трудящихся, впервые появляются крестьянские ассоциации. Стали объединяться промышленники и купечество, развивалась оппозиция. Тиражи газет, издававшихся противниками государственного режима, многократно увеличились. В короткий срок число политических партий превысило цифру 280, из них около 60 были общероссийскими. Изменилось и общественное сознание.
    В конце 80-х годов XX века в России ученые и политические деятели обозначили сферу поиска новой парадигмы общества. Тема о необходимости формирования иного, продуктивного вида отношений между властью и обществом стала особо актуальной. На этой почве появилось множество идей о соотношении системы общественных объединений и системы административной власти, государственных и общественных интересов. Стремление рационализировать и систематизировать эти поиски, породило новую категорию, названную «гражданское общество» 22.
    Отметим, собственно что в сознании россиян гораздо больше утвердилось понятие правового государства, о чем много говорят и пишут. Понятие же гражданского общества отсутствует даже в основном документе, регламентирующем жизнеустройство общества- Конституции РФ, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней закреплены (частная собственность, многоукладная экономика, предпринимательство, права человека, равенство всех перед законом, независимое правосудие и др.).
    Сообразно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований – результат исторического развития страны, особенностей ее многонационального состава. Все субъекты РФ между собой равноправны. Конституция РФ 1993 года определяет предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе РФ (ст. 73)23.
    Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ24 .
    Правовое государство основывается на безоговорочном признании прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед гражданами в частности и обществом в целом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Конституции РФ и ей гарантированы. 
    Сегодня основные права и обязанности человека сформулированы в ряде важнейших международных документов и правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Кроме того, Российское законодательство должно соответствовать международному. Основные права и свободы граждан России закреплены в Конституции Российской Федерации, однако на практике они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства25. 
    Так, в соответствии с Конституцией РФ представительным и законодательным органом в нашей стране является Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действуют все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
    Основным рычагом воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджетных средств страны, участие в назначении председателя и членов правительства, а также контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки. 
    Особую роль в становлении гражданского общества играет президент. Так, глава государства возглавляет исполнительную власть, а избирается населением26. Президент имеет право вето: может не подписать закон и возвратить его на вторичное рассмотрение в законодательный орган. Президент осуществляет общее руководство Правительством и представляет РФ в рамках международных отношений. Он может быть отстранен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ .
     
     Вывод: Анализ литературы показывает, что правовое государство в РФ сложилось позднее, чем в развитых странах, это обусловлено исторически. Сегодня, в Конституции РФ отражены основные элементы гражданского общества: частная собственность, многоукладная экономика, предпринимательство, права человека, равенство всех перед законом, независимое правосудие. Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов гражданского общества, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни все чаще в СМИ мы встречаем факты грубейшего нарушения основных прав и свобод человека и гражданина РФ, неуважения к закону и правосудию. 


Глава 3. Перспективы гражданского общества в современной России

1. Проблемы становления гражданского общества в России
    
    Как показывает анализ исторического опыта, становление и развитие гражданского общества в различных странах испытывало и испытывает мощное воздействие конкретных социальных, экономических, географических и политических условий. Россия не является исключением из общего правила.
    Становление гражданского общества в современной России происходит одновременно с переходом страны к рыночной экономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежние институты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служить основой новых социальных структур. Современные общественные организации вынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самостоятельность граждан 27.
    Что касается проблем и трудностей становления гражданского общества в России, то они оказались значительно глубже и серьезней, чем предполагалось мной ранее.
    Переход к рыночной экономике сопровождался резким падением производства всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Заброшены тысячи заводов и фабрик. Сокращается добыча полезных ископаемых: нефти, черных и цветных металлов, золота, угля, железной руды. Не возделываются миллионы гектаров пашни. В упадке находится животноводческая отрасль. Расчет безработица. С каждым годом снижается жизненный уровень людей. Доля населения, живущего в бедности и на ее пороге, только по официальным данным достигает 30%. Смертность превышает рождаемость. 
    Вышеуказанные проблемы государство пытается решить, так, в последние годы появилось множество программ, направленных на рост агропромышленного комплекса России. Программа «Материнский капитал» способствует увеличению рождаемости. Однако, эти шаги полностью не решают глобальныхобщественных проблем.
    Решение задачи формирования гражданского общества осложняется резким усилением социальной дифференциации населения, а также крайне медленным и противоречивым процессом становления «среднего класса», который мог бы стать его основой. Социальное неравенство в России приобрело совершенно дикие формы. По данным многих исследований, доходы 10% самых богатых людей превышает доходы 10% самых бедных в десятки раз. 
    Кризис в экономике, тяготы, лишения повседневной жизни отрицательно складываются на настроении людей. Лишают их уверенности в будущем. Тормозят и даже срывают реализацию элементарных жизненных планов. Следствием обострения нужды и бедствия большинства населения является обострение политической обстановки в стране и рост социальной напряженности.
    Российское общество еще не структурировалось. Не сформировались слои и группы, которые четко обозначили бы свои цели и интересы, могли бы вести социальный «торг». Отсюда, во-первых, маргинальность большинства существующих политический партий, которые напоминают скорее кружки единомышленников, нежели массовые политические организации; во-вторых, социальная и политическая индеферентность большинства населения, выброшенного на обочину нормальной, полноценной жизни, занятого проблемой выживания.
    Длительное подавление гражданского общества в СССР государственными институтами определило неуправляемый, часто разрушительный характер возрождения демократии России. Это с самого начало предало формирующемуся гражданскому обществу конфликтный, агрессивный характер. Оно оказалось ориентированным, прежде всего на уничтожение созданных ранее социальных интересов, как объективация сознательного («несвободы») и поощрение стихийных тенденций общественного развития («свободы»). Однако нарастающее господство стихийного во всех сферах общества ныне так же губительно сказывается на формировании и функционировании элементов гражданского общества, как когда – то абсолютизация сознательного.
    Новые законы не обеспечили гармонизацию всего комплекса общественных отношений. Страна оказалась во власти дезинтеграции. Монетаристские эксперименты и национально – этнические конфликты разъединили людей, «поссорили» между собой различные секторы, отрасли, предприятия, привели к глубокой социальной и идеологической поляризации. А без социального и политического согласия хотя бы частичного, невозможны ни рыночные реформы, ни демократическое развитие, ни гражданское общество.
    В начале века известный русский юрист С. Котляревский писал: «Становление гражданского общества идет параллельно с осознанием необходимости постановит пределы произвола чиновников, укротить единовластие кого бы то ни было, подчинить государство таким правилам, которые бы обеспечили бы гражданам свободу и безопасность даже в тех случаях, когда та или иная группа граждан, оказывается, по тем или иным причинам в меньшинстве»28.
    Этого нет в нынешней России. Разгул преступности, сращивание государственного аппарата с мафиозными структурами, нарушение законности, взяточничество чиновников породили негативное отношение значительной части населения и к реформам, и к официальной пропаганде принципов гражданского общества. Необходимо время, а главное, рассвет экономики, повышение жизненного уровня людей, строгое разделение прерогатив и функций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, чтобы перспектива формирования гражданского общества стала реальностью.
    В подтверждение моих слов приведу отрывок из выступления президента России: «Мы действительно переживаем один из переломных моментов развития современной истории, когда придется решать, каким образом будут преодолены огромные, накопленные в мировой и национальных экономиках дисбалансы и дефициты». Это означает, что «у нашего поколения есть шанс выбирать»: или «перетащить аргументы двадцатого века в двадцать первый», или «собраться вместе, чтобы служить общим интересам людей»29.
    
2. Перспективы развития современного гражданского общества в России

    Вопрос становления и перспектив развития гражданского общества является особо актуальным в нашей стране. Актуальность обусловлена в первую очередь тем, что принципы гражданского общества в России не всегда соблюдаются пока и оно не выступает как целостная совокупность взаимосвязанных элементов и институтов, способствующих удовлетворению потребностей граждан и обеспечению их прав и свобод.
    Характеризуя развитие современного гражданского общества в России, выделим условия, необходимые для его успешного функционирования:
1. Основным условием функционирования гражданского общества является существование и развитие права, максимально и адекватно выражающего потребности и интересы населения. 
2. Важным условием является частная собственность, экономическая свобода и выбор трудовой деятельности. Это означает, что каждый член гражданского общества может владеть собственностью, и использовать ее для удовлетворения потребностей. 
3. Необходимость развития социально-политической общественной структуры, выражающей плюрализм мнений и интересов в обществе. 
4. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.